Сто років тому
Церква чи Маркс із Дарвіним?
Ще у січні 1918 року був прийнятий декрет РНК Російської Радянської Республіки про відокремлення церкви від держави і школи від церкви. Відоме висловлювання Леніна про боротьбу з релігією: «Ми повинні боротися з релігією. Це - азбука всього матеріалізму і, отже, марксизму. Але марксизм не є матеріалізмом, який зупинився на абетці. Марксизм йде далі. Він каже: треба вміти боротися з релігією, а для цього треба матеріалістично пояснити джерело віри і релігії у мас».
У 1921 році в країні розгорнулася широка антирелігійна пропаганда і єлисаветградські пропагандисти не відставали від решти своїх колег.
«Религиозный диспут. В воскресенье 24 апреля, в большом зале Дворца науки и искусства состоялся религиозных диспут, собравший очень много слушателей, рабочих и красноармейцев.
Докладчик тов. Машкевич в своем сообщении обрисовал точку зрения коммунистов на религиозный вопрос и в конце доклада поставил те вопросы, которые надлежали обсуждению собрания.
Из представителей культа первым выступил священник Купчевский, который ответил на вопрос докладчика об отношении представителей церкви к Советской власти и власти вообще, как к вопросу, не относящемуся к сущности религии, и остановился на последнем вопросе о происхождении религии. Представитель православной христианской церкви отвергает взгляд коммунистов, что зародыш религиозных воззрений следует искать в явлениях сновидений, которые первобытному человеку казались каким-то раздвоением существа человека, отделением его души и ее путешествием вне тела человека; - отвергает на том основании, что никто из представителей современного мыслящего человечества не жил тогда и не знает, как происходили и толковались явления сновидений, на которых нельзя построить теорию происхождения религии.
Оратор считает положения докладчика бездоказательными и неправильными.
Оппонентом выступил тов. Мокатинский, приверженец теории Дарвина, высказался в том смысле, что история развития всего органического мира есть история борьбы за существование, а история человеческого общества, есть история борьбы классов, как учит Маркс. Христианская мораль, по этому учению, создается в результате классовой борьбы и всегда служит интересам господствующего класса. Сама Библия, как основа христианского вероучения, создалась заимствованием у других народов. Духовенство - это продукт определенного социального строя и в данный момент истории церковь - орудие для господствующего класса, чтобы поработить массы народные! Приводятся яркие примеры превращения религии в торгашество во все времена истории. С целью извлечения материальных средств, духовенство продавало на выкуп грехи человека, торговала и торгует молитвами, устраивает фокусы превращения сгустков крови в жидкость и т.д. Духовенство нередко отлучает от церкви лучших людей, как писатель Толстой, не смея коснуться могущественных Распутиных.
Говорили еще представитель атеистов и второй представитель православия.
Следует отметить то напряженное внимание, с каким все слушатели отнеслись к диспуту и подчеркнуть тот серьезный культурный тон, в каком проведено было все собрание».
«Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям. 1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участия в военной службе предоставить право по решению народного суда заменить такую (на определенный срок призыва его сверстников) санитарной службой преимущественно в заразных госпиталях или иной соответствующей общественной работой по выбору самого призываемого. 2. Суд руководствуется: а) свидетельскими показаниями, удостоверяющими степень искренности лиц в проведении ими религиозных обрядов в жизнь; б) заключением экспертизы как по вопросу о том, действительно ли определенное религиозное учение исключает для последователей его сторонников участия в военной службе, так и по вопросу о том, действительно ли данное лицо принадлежит именно к этой секте или религиозному учению».
За сприяння Державного обласного архіву, рубрику підготувала Анфіса РТВЕЛІАШВІЛІ.
У публікації використано матеріали газети «Известия Елисаветградського Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов» за квітень 1921 року.